Правила безопасности

Правила безопасности в Интернете

Реальность, в которой живут современные дети и подростки, несравнима с той, в которой воспитывались их родители.

Использование разнообразных информационных ресурсов оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей – это увлекательно, это обучает и социализирует. Но не все понимают, что эти же средства могут представлять потенциальную угрозу в зависимости от того, как осуществляется их использование.

С какими угрозами могут столкнуться дети в сети Интернет?

1. Коммуникационные риски или риски общения

- Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг). Кибербуллинг – психологическое насилие в сети, информационное преследование со стороны сверстников, проявляющееся в виде издевательств, насмешек, запугиваний, прочих действий, которые негативно влияют на психическое состояние ребенка. У него создается ощущение безысходности, даже дома его не оставляет чувство тревоги, он впадает в депрессию. Информационная атака может привести к суициду.

Издевательство в сети наказуемо действующим законодательством. Согласно статьям 152, 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь человек, которого оскорбили, может обратиться в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства. Также оскорбившего можно привлечь к административной ответственности  по статье 10.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Для этого необходимо обратиться в отдел внутренних дел по месту жительства с заявлением.

- Знакомства в Интернете и встречи с Интернет-незнакомцами.

Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей.

Социологические опросы об информационной безопасности детей и подростков в Интернет-сети приводят следующие данные о контактах: родственники – 43 %; виртуальные друзья – 21%; незнакомые люди – 36 %. Однако по большому счету виртуальные друзья – тоже незнакомцы. Таким образом, большую часть своего времени в сети дети уделяют общению с посторонними людьми, делятся своими переживаниями, секретами, планами. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против ребенка, и представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем.

Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Обман детей возможен, так как при общении в интернете не всегда точно можно сказать, кто на самом деле является твоим собеседником. Часто этим приемом пользуются педофилы, которые общаются с детьми от лица другого «ребенка» и предлагают встретиться в реальной жизни.

2. Потребительские риски

Сюда относится хищение персональной информации с целью кибермошенничества. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что мошенник незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя с целью получить материальную прибыль.

По информации пресс-службы Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2020 году зафиксировано 25,5 тысяч преступлений в сфере высоких технологий. Из них 23,5 тысячи – хищение денег с использованием компьютерной техники. Очень часто злоумышленники звонят в мессенджерах (приложения для переписки) якобы из банка и под разными предлогами узнают реквизиты, пин-код, трехзначный код на оборотной стороне карты. 

Сваттинг – это новый для Беларуси вид преступления. Хулиганы-геймеры отправляют в экстренные службы ложное сообщение об опасности от имени другого игрока. Во-первых, ложные сообщения отвлекают от оказания помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Во-вторых, такими «разводами» геймеры могут доставить большие неприятности с законом своим оппонентам. По всему миру милиция успешно устанавливает личности этих геймеров.

В Беларуси за «сваттинг» предусмотрена ответственность по статье 340 Уголовного кодекса Республики Беларусь до 7 лет лишения свободы. Если геймер не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, то отвечать за него придется родителям.

Мошенники и способы их действия идут в ногу со временем. Неосведомленность и наивность детей делают их легкой добычей. Один из способов обмана – это «выигрыш». Сообщение    о призе (компьютер, мобильный телефон и пр.). Для этого у несовершеннолетних просят сообщить данные электронной карты (родителей) и цифры, которые пришли в СМС-сообщении на телефонный номер.

Также среди киберпреступлений распространен фишинг – когда в социальную сеть сбрасывают вредоносную ссылку, по которой человек попадает на поддельный сайт и «засвечивает» все данные своей платежной карты, после чего приходит сообщение о списании денег.

Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации – наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь). За совершенные преступления ребенком в возрасте до 14 лет несут ответственность их родители.

· Не заходите на незнакомые и подозрительные сайты.

· Если к вам по электронной почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.

· Если пришло незнакомое приложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.

· Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

· Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениями на экране.

· Сообщайте своим родителям, когда сталкиваетесь с чем-нибудь  в Интернете, что заставляет вас чувствовать себя неловко.

· Не стоит игнорировать сообщения, которые содержат угрозы, особенно систематические. Следует скопировать эти сообщения, рассказать об этом родителям, обратиться в правоохранительные органы.

· Не выкладывайте свои личные данные в Интернете (домашний  адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей, пароли от своей электронной почты, электронного кошелька и др.). Помните, любая информация может быть использована против вас, в том числе в корыстных и преступных целях.

· Используйте псевдоним при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, пользовании он-лайн играми и в других ситуациях.

· Не размещайте и не посылайте свои фотографии незнакомцам. Будьте внимательны, если вас просят прислать или провоцируют на какие-либо действия перед веб-камерой.

· Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. Старайтесь рассказывать как можно меньше личной информации о себе.

· Если новый знакомый пытается говорить с вами на неприятные или пугающие темы и говорит об этом как о секрете, который останется только между вами – немедленно сообщите об этом родителям или взрослым, которым доверяете, и сделайте снимок с экрана (screen-shot).

· Если вы пользуетесь чужим устройством для выхода в Интернет, не забывайте выходить из своего аккаунта на различных сайтах. Не сохраняйте на чужом компьютере свои пароли, личные файлы, историю переписки.

Ваши собеседники могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Не поддавайтесь на уговоры встретиться один на один,   особенно – в безлюдном месте!

Всегда помните!!!

- Далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернете – правда.

- В Интернете каждый может представить себя не тем, кем является на самом деле.

Если ситуация не находит решения Вы можете обратиться по телефону доверия 170 или в государственное учреждение образования «Гродненский областной социально-педагогический центр», расположенный по адресу: г. Гродно, ул. Горького, д. 79,

или по телефону 55-70-33.

Кроме того, ответы на вопросы, связанные с проблемой кибербуллинга, а также анонимную консультацию психолога можно получить на сайте http://kids.pomogut.by, созданном по инициативе Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также на детском правовом сайте https://mir.pravo.by.

Как подростки могут защитить своё психическое здоровье во время пандемии коронавируса (COVID-19)?

Подростковый возраст – сложный период жизни человека, а коронавирусная инфекция (COVID-19) делает его еще более трудным. Из-за пандемии коронавируса многие подростки вынуждены отказаться от значимых событий в их юной жизни, включая ежедневное общение с друзьями и посещение школы. Подросткам, привычный ход жизни которых меняется из-за распространяющегося заболевания, и которые испытывают тревогу, разочарование и чувствуют себя изолированными, следует помнить: они не одиноки. Мы побеседовали со специалисткой-психологом, работающей с подростками, автором бестселлеров и колумнисткой ежемесячного издания The New York Times д-ром Лизой Дэймур, чтобы узнать, как подростки могут самостоятельно позаботиться о себе и о своeм психическом здоровье. 

1. Признайте, что ваше беспокойство – абсолютно нормальная реакция 

Если закрытие школ и тревожные заголовки вызывают у вас беспокойство, знайте, что вы не одиноки. На самом деле, именно такие эмоции вы и должны испытывать. «Психологам давно известно, что чувство тревоги – это нормальная и здоровая реакция, которая предупреждает нас об угрозах и помогает нам принимать меры для самозащиты, – говорит д-р Дэймур. – Ваше беспокойство поможет вам принять решение, которое является единственно правильным в конкретный момент, например не проводить время с другими людьми или в больших группах, мыть руки и не притрагиваться к своему лицу». Такие чувства помогут защитить не только вас самих, но и других. «Мы подобным образом проявляем заботу и в отношении других членов нашего сообщества. Мы также думаем об окружающих нас людях». 

Хотя беспокойство в связи с ситуацией вокруг COVID-19 вполне понятно, убедитесь, что вы получаете информацию из «...надeжных источников [например, на сайтах ЮНИСЕФ и Всемирной организации здравоохранения], или проверяйте любую информацию, получаемую вами из других, возможно менее надeжных, источников», – рекомендует д-р Дэймур. 

Если вы обеспокоены тем, что у вас появились симптомы болезни, необходимо поговорить об этом с вашими родителями. «Имейте в виду, что болезнь, связанная с COVID-19, обычно протекает в лeгкой форме, особенно у детей и молодых людей», – говорит д-р Дэймур. Также важно помнить, что многие симптомы COVID-19 поддаются лечению. 

Д-р Дэймур рекомендует подросткам уведомить родителей или другого взрослого человека, которому они доверяют, о своем плохом самочувствии или обеспокоенности в связи с вирусом, с тем чтобы получить от взрослых помощь. 

И помните: «Есть много эффективных способов защитить себя и окружающих и испытать уверенность в том, что ситуация находится под контролем. К ним относятся следующие: часто мыть руки, не прикасаться к лицу и практиковать социальное дистанцирование».

Подробнее о наших советах по мытью рук

2. Методы отвлечения  

«Психологам известно, что, попав в длительные сложные жизненные обстоятельства, очень полезно разделить проблему на две категории: к первой относится то, что мы можем сделать, чтобы решить проблему, а ко второй – то, что не поддается нашему контролю», – говорит д-р Дэймур.

Сейчас многое попадает во вторую категорию, и это нормально. Но есть метод, который поможет справиться с проблемой, – это метод отвлечения.

Д-р Дэймур предлагает следующие способы, чтобы успокоиться и обрести баланс в повседневной жизни: заняться домашними делами, посмотреть любимый фильм или почитать в постели роман. 

3. Найдите новые способы общения с друзьями 

Если вы хотите проводить время с друзьями, практикуя метод социального дистанцирования, социальные сети – отличный способ общения. Проявите творческий подход: примите участие в игре Tik-Tok, например #безопасныеруки. «Я ни в коей мере не склонна недооценивать творческий потенциал подростков, – отмечает д-р Дэймур. – Могу предположить, что они найдут новые способы [общения] друг с другом в интернете, которые будут отличаться от тех, что они использовали раньше». 

«[Однако] постоянное времяпрепровождение перед монитором и/или в социальных сетях – не самое лучшее решение. Это вредно для здоровья, нерационально и может усугубить чувство тревоги», – продолжает д-р Дэймур и советует подросткам вместе с родителями составить расписание часов, которые они будут проводить за компьютером. 

4. Сосредоточьтесь на себе 

Вы хотели научиться чему-то новому, начать читать новую книгу или попрактиковаться в игре на музыкальном инструменте? Сейчас для этого самое подходящее время. Сосредоточенность на себе и поиск способов провести с пользой для себя появившееся свободное время – это продуктивный способ позаботиться о своeм психическом здоровье. «В подобных ситуациях я составляла список всех книг, которые хотела прочесть, и всех дел, которые хотела сделать», – говорит д-р Дэймур. 

5. Проживите свои чувства 

Человек испытывает сильное разочарование, когда он не может принимать участие в мероприятиях с друзьями, заниматься своим хобби или посещать спортивные матчи. «Это – масштабные потери, которые по-настоящему огорчают подростков», – говорит д-р Дэймур. Что же является лучшим способом справиться с разочарованием? Разрешите себе прожить его. «Когда речь идет о причиняющем боль переживании, то единственный выход из ситуации – прочувствовать данную эмоцию. Если вам грустно, – позвольте себе грустить, и вы быстрее почувствуете себя лучше». 

Каждый справляется со своими эмоциями по-разному. «Одни дети могут заняться искусством, другие захотят поговорить со своими друзьями и разделить с ними общую грусть, испытав при этом чувство сопричастности и единения в период, когда личное общение невозможно. Кто-то захочет пополнить банк продовольстия», – продолжает д-р Дэймур. Важно, чтобы вы занимались тем, что помогает вам чувствовать себя лучше. 

6. Будьте добры к себе и к другим 

Некоторые подростки сталкиваются с травлей и насилием в школе из-за коронавирусной инфекции. «Активная позиция свидетелей таких нарушений – наилучший способ справиться с любым видом травли, – отмечает д-р Дэймур – Не следует ожидать, что дети и подростки, ставшие объектом травли, будут противостоять обидчикам; напротив, нам необходимо поощрять таких детей обращаться за помощью и поддержкой к друзьям или взрослым». 

Если вы стали свидетелем издевательств над другом, поговорите с ним и попытайтесь предложить поддержку. Бездействие может заставить человека думать, что целый мир ополчился против него и что никому нет до него дела. Ваши слова помогут изменить ситуацию к лучшему.

И помните: сейчас как никогда мы должны думать о том, что информация, которой мы делимся, или слова, которые мы говорим, могут причинить боль другим людям. 

Место для текста

Правила безопасного поведения на каникулах

1. Соблюдай правила безопасности поведения на дорогах и на улице.

2. Соблюдай правила пожарной безопасности и электробезопасности.

3. Соблюдай правила поведения в общественных местах.

4. Соблюдай правила личной безопасности на улице:

- Если на улице кто-то подозрительный идёт и бежит за тобой, а до дома далеко, беги в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке.

- Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь: «Помогите! Меня уводит незнакомый человек!»

- Не соглашайся ни на какие предложения незнакомых взрослых.

- Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.

- Никогда не хвастайся тем, что у твоих взрослых много денег.

- Не приглашай домой незнакомых ребят, если дома нет никого из взрослых.

- Не играй с наступлением темноты.

5. Соблюдай правила поведения около водоёмов во время их предзимнего замерзания, правила безопасности на льду.

6. Соблюдай правила поведения, когда ты один дома:

- Открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку.

- Не оставляй ключ от квартиры в «надежном месте».

- Не вешай ключ на шнурке себе на шею.

- Если ты потерял ключ — немедленно сообщи об этом родителям.

7. Соблюдай правила безопасности при обращении с животными:

- Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно недружелюбном настрое.

- Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. В переводе с «собачьего» это значит «показывать зубы», или говорить, что вы сильнее.

- Нельзя показывать свой страх и волнение. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.

- Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.

- Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна.

- Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определённое расстояние.

- Не делайте резких движений, обращаясь с собакой или хозяином собаки. Она может подумать, что вы ему угрожаете.

- Не трогайте щенков, если рядом их мать и не отбирайте то, с чем собака играет.

- Если в узком месте (например, в подъезде) собака идёт вам навстречу на поводке, лучше остановиться и пропустить её хозяина.

- Животные могут распространять такие болезни, как бешенство, лишай, чума, тиф и др.

8. Не играй с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами, огнестрельным и холодным оружием, боеприпасами.

9. Не употребляй лекарственные препараты без назначения врача, наркотики, спиртные напитки, не кури и не нюхай токсические вещества.

10. Остерегайся гололёда, во избежание падений и получения травм.

Правила дорожного движения

Правила поведения пешеходов на проезжей части дороги

1. Пешеходы на проезжей части дороги представляют собой наибольшую опасность. Не случайно, что около трети всех ДТП составляют наезды на пешеходов.

2. Запрещается выбегать и перебегать проезжую часть дороги перед движущимся автомобилем.

3. Безопасным является движение пешеходов по обочине ил по велосипедной дорожке.

4. Вне населённых пунктов, где обычно ТС движутся с относительно высокой скоростью, пешеходы должны идти навстречу по обочине или по краю проезжей части.

5. Для снижения опасности движения пешеходов по проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости рекомендуется пользоваться светоотражающими повязками.

6. Организованные колонны детей должны двигаться строем, не более чем по 4 человека, в ряду по правой стороне проезжей части. Колонна на уровне левого её края должна обозначаться сопровождающими с красными флажками, а в темное время суток с зажженными фонарями.

Техника безопасности жизни при движении пешком по дороге.

1. Опасность представляет движение вне населенных пунктов в одиночку. Старайся ходить в сопровождении учителя или группой с другими детьми.

2. При приближении автомобиля сойди с дороги на ее обочину.

3. Не садись в машину к незнакомым и малознакомым людям.

4. Предупреди о своём уходе классного руководителя или дежурного учителя, позвони родителям, сообщи им о своем передвижении.

5. Помни: твоя безопасность в твоих руках. Будь внимателен на дороге.